14:28 

О конвентах и культурной преемственности. От фантастики до Нарраторики

linxxa
И в зелени его глаз плещется алый огонь костров плейстоцена...
Хотела съездить на Интерпресскон, чтобы отдохнуть, а вышло наоборот. Привезла с собой информационный и эмоциональный перегруз. Постконвентный синдром.

Первый раз я съездила на писательский фантастический конвент в 2012 году. До этого я только слышала о них, читала отголоски конвентной писательской жизни в Мире Фантастики. Манило. История фэндома, фэнзины, конвенты, Стругацкие, семинары, премии, - все это было особым миром особых людей - фантастов. И до сих пор для меня тусовка фантастов - это место убер-концентрации эрудиции и фантазии. Играм и не снилось. Игры вообще при сравнении куда более просты, незамысловаты, плоски, шаблонны, пресны и примитивны. По уровню фантазии, сюжетов, миров, идей, языка. Нет связи медиумов, нет преемственности поколений, нет учебы и перенимания опыта. На моих глазах золотая эпоха фантастики постепенно выцветает и блекнет, рушится, как Фантазия из "Бесконечной истории". А игры - это такие новые варвары, орды гуннов, пирующие на развалинах Рима. Очень живые, пассионарные, энергичные, страстные, но совершенно бескультурные, если вы понимаете, о чем я. "Что ему Гекуба?"

Так вот, в 2012 году зимой я уже полгода жила в Питере и работала в Мэйл.Ру на социальных фермах. Писать я тогда еще не перестала, и влажные мечты о публикации еще будоражили меня. Я осознала вдруг, где нахожусь и сколько зарабатываю - я МОГУ поехать на конвент. Вот взять и поехать. Мне недалеко, у меня есть деньги - это тогда тыщи 4, кажется, стоило, или даже меньше - я рассматривала самый дешевый вариант поселения в номере на несколько человек. Забегая вперед - это отличный способ познакомиться. В первый раз моими соседками оказались Света "Фанни" Туллина и Злата Линник, так-то!

На работе мою инициативу поддержали - я подала заявку на участие в рассказном семинаре Лукина и Логинова, и мне это засчиталось в повышение квалификации. Но было одно НО.

Я никого, никогошеньки не знала. Наверное для большинства из тех, кто не прочь бы и съездить на конвент, посмотреть что это такое, поглядеть в живую на писателей, которых столько читал, это и становится основным препятствием. Если мне было стремно, каково же интровертам. Но я храбро оплатила заявку и написала организатору Шуре Олексенко, мол так и так - никого не знаю, в первый раз, боюсь. Шура, добрый человек, позвал меня к себе на работу, выпить чаю и познакомиться. Благо оба мы тогда работали на Ваське. Так я и поехала впервые на конвент, зная лично только Шуру. Достижение. Учитывая, что в Питер я например переезжала, не зная вообще ни одной души в этом городе.

Я ужасно стеснялась. Бегала хвостиком за Шурой. Он мне вручил бутылку пива в зубы, и хоть было еще совсем рано, я от страха в нее вцепилась, как в священный грааль. Потом пришел Лин Лобарев и предложил всем, кто слушал, сыграть в одну очень необычную игру - древнешумерскую игру из города Ур. Да, это был первый раз, когда Лин привез еще один из первых, сделанных вручную комплектов Димы Скирюка, и только-только начинал пропагандировать их в народе. Я тут же вписалась. И заверте...

Это было в 2012. А сейчас уже 2016, я только что вернулась с Интерпресскона, и это был мой десятый, кажется, загородный конвент - считая все Интерпрессконы, Ассамблеи, Роскон и Сильверкон.

На ИПК ехала не за программой. О докладе-то своем узнала едва ли не за неделю. Всего один поток, все безбожно съехало и смешалось в доме Сидора. Мой доклад был в параллель с завтраком и читался в лобби пансионата, без проектора, с контрабандными стульями из столовой, но зато - с чрезвычайно приятной аудиторией. Люди выдержали и окружающий гомон, и нечеловеческие условия. Ох, сколько раз я вспомнила Анастасию Георгиевскую добрым словом за постановку голоса. Людям даже понравилось! Ничего, трипищити, будет версия в буквах. Но возвращаясь к конвенту.

Ехала я из-за людей. Из-за Алана Кубатиева, Лина Лобарева, Жени Руссиян. Коли Караева и Эндрю Зильберштейна не хватало, но в тесной компании и общения вышло больше. Оно началось по традиции еще в автобусе. Сели мы с Аланом Кайсанбековичем в хвосте, и за час с копейками до пансионата я успела узнать больше, чем, кажется, за предыдущие полгода, если не год.

Алан рассказал, как упаковывают картины при переезде (это почему-то так запало мне в душу, что даже приснилось потом), о знакомых художниках, об иллюстрациях к Мастеру и Маргарите, о Черном квадрате Малевича, о прерафаэлитах и Моррисе в частности, обо всей его концепции прикладного искусства для рабочих, которое зашло в совсем иную ценовую степь в итоге, о прикладном искусстве вообще - о нэцкэ, о том как делать очень маленьким фигуркам очень живые глазки, о цубах, гардах для японских мечей, и людях, которые их коллекционируют, о какой-то бездне различных выставок, включая чайную церемонию и историю о дырке в носке, о резьбе по дереву. Ну вы представляете. Алан Кайсанбекович точно в прошлой жизни был Пушкинским котом, который по цепи ходит. А звали его... мнэ... Полуэкт! Полуэктович ;)

Дальше первый день у меня почему-то выпал из памяти до того момента, как мы начали играть в настолки. Реверси и МинМанг потрясающи. И вот что удивительно - я стала лучше думать! Серьезно. Наверное, это связано с более здоровым образом жизни, когда голова и шея больше не болят и не пережимаются, и кровь нормально к голове поступает - вот и думалка лучше думает. Хочу играть в шахматы теперь. Созрела.

Потом ночью мы впятером - Лин, Женя, Вася Владимирский, Костя Фрумкин и я - ходили на Финский залив. По темным лесам. По настилу из бревен вместо дороги. Я вопрошала - как же он называется, никто не знал. Назавтра спросила у Алана Кайсанбековича, он, конечно, знал, и даже в нескольких вариантах. Лежняк или лежневка. Люблю новые слова.

Во второй день Алана Кайсанбековича было даже больше - и тут если перечислять все его рассказы, информацию, мысли - можно книжку написать ))) Но поделюсь одним наблюдением. В то время как постановка голоса дает свои плоды, качество моих докладов и повседневного общения растет, и я это вижу и чувствую, и получаю обратную связь от людей (например, одно предложение провести обучение для сотрудников, два предложения сделать доклад и две просьбы о телефончике, но это уже не совсем из той оперы ;) - рядом с Аланом на меня нападает чудовищный зверь косноязычия. Душат ненужные вводные конструкции, выскакивают канцеляриты, мысль дергается со струны на струну бессистемно. Стыдоба.

А еще одно наблюдение - уже обо всех, о Кубатиеве, о Лине, о Васе, про Колю молчу - эти дивные люди умеют делать то, что страстно хочу уметь делать я - вворачивать в обыденную речь стихи. Стихи, Постум! Кстати, замечаю, что чаще всего вворачивается Лукин. Кажется, из него есть цитаты на любой повод.

После конвента поехали дружной толпой на Крупу, на вручение премии "Фанткритик". Первый раз была на нем. И открылся мне космос. Там в общем сидят Вася Владимирский, Дмитрий Вересов, Андрей Дмитревич Балабуха (похожий на сказочного филина да еще с тростью в виде змеи) и Юлия Зартайская, как аватара Андрея Щербак-Жукова и Романа Арбитмана. И разбирают шортлисты статей и рецензий. Сказать, что это поучительно - ничего не сказать. Мне захотелось отправить к котанам некоторых игрожуров и не только, чтобы поучиться высокому мастерству критики. И вообще крышу рвало от того, что те, кому это больше всех нужно, почему-то здесь не находятся и не внимают, и не выставляют свои работы на разбор супер-опытной коллегии судей.

Вот поэтому я и продолжаю ездить. Вот поэтому во мне продолжает жить мечта, что Нарраторика однажды сможет впрячь трепетную лань фантастического цеха и коня игропрома в одну телегу.

Потому что люди там - это носители традиции, знаний, культуры, колоссальной эрудиции.
Этого всего нам и не хватает с нашим узким неначитанным, нанасмотренным, не умеющим анализировать умишком.
Почему рвется связь времен? Я этого не хочу. У меня она не порвется. Изя Кацман вон даже в Обреченном Граде умудрялся свой храм строить. Изя Кацман вообще мой персональный вдохновитель и пример для подражания. Чет захотелось перечитать Стругацких (всех, включая то, что еще не читано) и Сэндмена, вдобавок к списку литературы, который снова привезла с собой с конвента. Ну это уж как водится.

И еще - почему я всегда любила, люблю и хочу продолжать любить Мир Фантастики, и мне будет больно, если эта фича в нем пропадет: за ту самую эрудицию. За то, что тебя не держат за идиота, который не в состоянии погуглить незнакомое слово. За то, что на тебя вываливают ворох сущностей, мыслей, идей, истории, показывая, как глубок и полон окружающий мир. Как он сложен и красив в этой сложности. Ты чувствуешь себя первокурсником, с которым говорят как с третьекурсником. Мне так в первом классе выдавали книжки читать из секции третьего класса, а в третьем классе - из секции пятого. На вырост. Потому что дети не тупые, и подростки тем более не тупые. Это мы, янг-адалт, 25+ лет - тупые. Это нам "Дон Кихот" - это сложно и нудно. Это мы разучились читать классику и смотреть что-то глубже марвела и нолана.

О сколько нам открытий чудных готовит просвященья дух, ога.
И опыт, сын ошибок трудных.

Нет, гения пока нет. С гением не срослось.

Езжайте на конвенты. Берите все, что можно, от поколения книжных писателей-фантастов. Будем вместе строить школу отечественного, не побоюсь этого слова, сторителлинга. Как школа Станиславского была же, как школа Лотмана была и всякие другие школы - вот мы такую же скрафтим в Нарраторике, но нам очень-очень нужно научиться для этого у вот них. Преемственность осуществить. Дыбовский вот понимает, о чем я. Он сам - живое связующее звено традиций. И Ваня Серый понимает. У него пока в статьях фотоньки Маяковского эпатажа ради, но Ваня еще всем покажет почем фунт постмодернизма. Ваня, го на Ассамблею. И давай на следующий год оба на Фанткритика подадим матерьяльчики :З

URL
Комментарии
2016-05-09 в 14:38 

FaoiltiarnA
Beloved beasT
А я тут чуть билеты на Дэвгамм не скипнула (((
Боюсь панически.
Как мы кстати встретимся? Я прилетаю около часа... кажется.))))

2016-05-09 в 16:00 

FaoiltiarnA
Beloved beasT
Ну вот((( Коммент пропал...

2016-05-10 в 14:45 

Karnagor
Хомячёк
Про Дон Кихота в точку. Читал, но не осилил - такой витиеватый язык и банально становится скучно... Каждая книга для своего времени.

   

Linxxa's Disclosure

главная